Статья: Правильное обслуживание КПД(Каминов, Печей и Дымоходов)

← Предыдущая Следующая →
0
352

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

Камины, Печи, Дымоходы (КПД), как и любое другое технологическое оборудование требуют постоянного ухода и присмотра.

 

Основная цель которого, приемка в эксплуатацию соответствующих требованиям безопасности ТГА и дымоходов к ним, а так же с целью проследить за безопасной эксплуатацией и не допускать накопления мелких проблем приводящих к серьёзным разрушениям.

 

Один из основных видов обслуживания КПД является проверка и приемка в эксплуатацию.

Первичное обследование  ТГА и дымоходов к ним направлено на повышение уровня безопасности объекта проверкой на соответствие действующим нормативам и согласованному проекту.

Наиболее часто используется при пуске газа после строительства, ремонта или реконструкции.

По результатам проведенных мероприятий выдается Акт первичного обследования с допуском или запретом эксплуатации.

Приемка в эксплуатацию твердотопливных (ТТ) Тепло Генерирующих Аппаратов (ТГА), производится после кладки, монтажа, ремонта и реконструкции Каминов, Печей и Дымоходов.

В наибольшей степени данное мероприятие необходимо заказчику, чтобы удостовериться в безопасности и правильности печной конструкции. Однако, заказчики излишне прохладно,  а порой даже наплевательски к этому относятся допуская опасные ситуации не редко приводящие к пожарам.

Акт приемки в эксплуатацию составляется в форме анкетирования и перечисляет фактически имеющиеся размеры и обстоятельства 

Достаточно условно можно разделить обслуживание КПД на: Ежедневное, периодическое, плановое, гарантийное, аварийное и комплексное.

Ежедневное обслуживание КПД часть правильного процесса эксплуатации, которую еще можно назвать «предтопочная подготовка». Производится заказчиком или его представителем, либо обслуживающим персоналом (истопником, кочегаром) самостоятельно, каждый раз перед началом эксплуатации и включает в себя следующие действия: ·     

  • Удаление несгоревшего топлива и золы из топочной камеры, с колосниковой решетки, из зольного ящика, с пода.
  • Осуществляется с применением: кочерги, щетки-сметки, совка, трубочистного ковша и (или) пылесоса с насадкой для сбора золы; ·            
  • Проверка наличия тяги. Производится в прочистных карманах, под задвижкой, или через поддувало. Для проверки применяются дым и пламя зажженных предметов, ветошь, спичка и (или) лист бумаги. Притягивание листа, или отклонение дыма (пламени) в сторону отверстия свидетельствует о наличии тяги в канале. Также могут применяться средства инструментального контроля: анемометр, манометр, газоанализатор и др.

Внимание!!! Категорически запрещена эксплуатация при отсутствующей тяге! 

  • Проверка надежности запорных механизмов топочных и очистных дверок. При необходимости ручки, дверки и запоры регулируются и исправляются незамедлительно;
  • Выполняется проверка надежности, доступности и легкости закрытия вьюшек, шиберов и задвижек;
  • Проверяются запорные механизмы трубопроводов и топливопроводов;
  • Проводится визуальный осмотр оголовков и поверхностей ТГА на предмет выявления обмерзания и засорения, обнаружения трещин и разрушений;
  • Освобождается место и пространство необходимое для безопасной эксплуатации вокруг ТГА и дымохода от сгораемых предметов и остатков топлива;
  • При  необходимости производится подогрев дымохода для побуждения тяги;
  • Производятся другие мелкие ремонтные и регулировочные мероприятия.

По результатам проводимого осмотра и обслуживания принимается решение о начале эксплуатации, либо необходимости проведения аварийного ремонта и восстановления работоспособности. Все выявляемые в процессе Ежедневного обслуживания недостатки фиксируются в «Журнале эксплуатации ТГА», либо в «Абонентской книжке» для последующего составления плана проведения ремонтов.

Периодическое обслуживание производится силами специализированных предприятий, которые, в силу действующего Законодательства, имеют соответствующее разрешение (лицензию) на право осуществления данной деятельности и обученный персонал надлежащей квалификации.

При периодическом обслуживании осуществляются следующие виды работ:

  • Очистка прочистных карманов от мусора и золы. Осуществляется с применением: кочерги, щетки-сметки, совка, трубочистного ковша и (или) пылесоса с насадкой для сбора золы; При очистке карманов анализируется характер удаляемого мусора и по его содержимому составляются рекомендации и предписания по эксплуатации и проведению ремонтных мероприятий.
  • Очистка стенок каналов ТГА и дымоходов от загрязнений и отложений сажи. Производится трубочистной тройкой (Ёрш, Трос, груз), или щеткой на гибком валу.
  • Проверка наличия тяги. Проверяется в очистных карманах. Для проверки применяются, дымящие предметы, зажженная спичка или лист бумаги. Притягивание листа, или отклонение дыма (пламени) в сторону отверстия свидетельствует о наличии тяги. Для определения точного значения тяги применяются средства инструментального контроля: анемометр, манометр, газоанализатор и др.
  • Проверка Канала на проходимость. Осуществляется визуально, «на просвет», с помощью монтажного зеркала, либо погружением видеокамеры, или видео эндоскопа в канал. А так же опусканием стального шара в канал. Наличие света из устья трубы, или обнаружение шара в прочистном кармане свидетельствует о проходимости канала;
  • Проверка на обособленность канала. Производится с применением лампочки опускаемой в канал, или методом задымлением канала с последующей закупоркой устья приготовленной пробкой;
  • Проверка плотности (герметичности) каналов так же производится задымлением канала;
  • Производится визуальный осмотр с целью выявления разрушений и (или) незаконных перепланировок ТГА и дымоходов от них;
  • Проверяются на предмет соответствия нормам ПБ расстояния до сгораемых конструкций и наличие защиты поверхностей от возгорания.

По результатам проведенных работ составляется «Акт периодического обслуживания» с отметкой о разрешении дальнейшей эксплуатации, или прекращении эксплуатации до устранения выявленных нарушений.

Плановое и гарантийное обслуживание производится самостоятельно истопником и (или) с привлечением специалистов надлежащей квалификации по всем ранее выявленным недостаткам, согласно составленного обсуживающей организацией плана проведения ремонтов или сроков предписанных заводом-изготовителем для нормальной работы ТГА и дымохода, а так же сохранения гарантийных обязательств производителя.

Чаще всего это связано с выполненными ранее плановыми ремонтами, а так же с естественным износом некоторых частей КПД, периодичность обслуживания которых отличается от Периодического обслуживания и не может быть выполнена в рамках Ежедневного обслуживания.

К таким действиям можно отнести:

  • Осмотр и регулировка уплотнителей и деталей подверженных повышенному износу (петли, запоры, другие трущиеся и перегревающиеся детали);
  • Осмотр и очистка колосниковых решеток, конденсатосборников, отводов конденсата;
  • И другие мероприятия.

Аварийное обслуживание КПД производится специализированными предприятиями располагающими собственной Аварийно-Диспетчерской службой (АДС) на основании заключенных договоров обслуживания, либо по разовым заявкам населения. Сроки реагирования на заявки обслуживаемого жилфонда и устранение неисправностей в работе КПД регламентирован соответствующими Правилами от 2003 года.

Аварийное обслуживание, чаще всего, включает в себя: дежурство аварийной бригады, наличие транспорта, инструмента и необходимых материалов, с гарантией быстрого реагирования на сообщения. А также квалифицированное проведение срочных ремонтных мероприятий направленных на устранение нарушений в работоспособности КПД на обслуживаемых объектах.

Так в ходе аварийного выезда могут быть проведены следующие мероприятия:

  • Герметизация стыков дверок, печей и варочных настилов;
  • Замена топочной дверки, или стекла;
  • Устранение обледенения устья трубы;
  • Устранение завалов дымовых каналов;
  • Подключение временного ТГА;
  • Другие мелкие ремонтные работы;

Чаще всего гарантии на ремонтные работы, проведенные в  аварийном порядке, не предоставляются, либо ограничиваются не продолжительным временем, 1-2 недели.

Комплексное обслуживание КПД может включать в себя все перечисленные выше виды обслуживания (за исключением Ежедневного, проводимого истопником), носит более систематизированный и формализованный характер. При таком обслуживании заказчик получает своевременный и высоко качественный комплекс специальных услуг.

 

С уважением, Алексей Телегин.